Упоминание о Харлампиевом монастыре


При изучении многочисленных источников складывается впечатление, что информацию об одном из самых грандиозных культовых проектов Павла I всячески старались скрыть. Не удалось найти никаких комментариев по этому поводу в переписке, заметках, воспоминаниях современников тех событий. Кроме нескольких всем известных проектных чертежей неоднозначного авторства и весьма сомнительного достоинства, не сохранилось ни одного документа, касающегося планирования строительных работ. Не сохранились и изначальные сметы. И это при том, что строительство других менее значимых объектов в Гатчине, перестройка или строительство церквей сопровождались подробными описаниями предстоящей работы, составляемыми, в первую очередь, архитектором и подрядчиками. Данная исследовательская работа основана, главным образом, на архивных бухгалтерских документах, которые нельзя было извлечь из документооборота, не нарушив целостности финансовой отчетности. Прежде чем обратиться к архивным документам, необходимо проанализировать литературные источники религиозного, искусствоведческого и краеведческого характера.

В 1908 году в типографии Училища глухонемых ведомства императрицы Марии Федоровны в справочнике «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия.» значится: «С учреждением русского приорства Мальтийского ордена, 16 мая 1798 года Павел Петрович пожелал устроить в Гатчине мужской монастырь в местности Мариенбургской части близ нынешней фермы. Сначала предполагалось построить большую церковь во имя св. Харлампия, а кругом, в виде большого квадрата двухэтажные монастырские здания с башнями. В 1799 году для этого был заготовлен материал, начата была самая постройка, на которую было ассигновано около 200000 рублей из Кабинета Его Величества. После смерти Павла Петровича работы прекратились, а материал был развезён по разным другим постройкам».

В исследовании Н. Лансере «Архитектура и сады Гатчины» автор только упоминает Харлампиев монастырь среди работ архитектора А.Д. Захарова, заметив, что он создавался «по мысли Павла». Впервые пристальное внимание на монастырь обратил Г.Г. Гримм. В монографии, посвящённой творчеству А.Д. Захарова, исследователь впервые опубликовал чертежи фасадов, планы верхних и нижних этажей, чертёж алтарной части церкви, дал подробное их описание. Три листа отмечены резолюцией императора: «Быть по сему. Октября 29 дня 1800 году. Гатчина». На листе с изображением трёх фасадов надпись: «Архи: Захаровъ». Не смотря на подпись архитектора, не исключено, что, как и в случае с ранними чертежами Михайловского замка, находившимися в личных бумагах императорской семьи, чертежи фасадов были разработаны самим Павлом I. Известно, что с детства Павел Петрович под руководством В. Баженова любил «… на бумаге карандашом чертить разные строения по своим мыслям для забавы».

Более тщательно проработанные планы «нижняго», «верхняго» этажей и алтарной части, вероятно, дали основание Г.Г. Гримму отнести Харлампиев монастырь к «достоверным работам Захарова для Гатчины».

На основании справки В.К. Кузьмина, Г.Г. Гримм обозначил место нахождения построек – «небольшой лужайке за Сильвией, против, так называемой, «Пильной мельницы» и зверинца».

Продолжая обзор литературы, необходимо сказать, что В. К. Макаров и А.Н. Петров, в наиболее полном исследовании Гатчины, всего лишь вскользь упоминают о монастыре, заметив, что «готические элементы архитектурной обработки фасадов и иконостаса церкви совершенно не типичны для Захарова, и весь проект в целом не принадлежал к числу его творческих удач»
Исследователь В.К. Шуйский в монографии о А.Д. Захарове также делает акцент на описании особенностей архитектурного решения проекта. Автор замечает, что «проект монастыря Святого Харлампия является редким примером обращения архитектора к приёмам средневековой архитектуры и свидетельствует о влиянии на его творчество романтизма». Автор замечает, что монастырь был наиболее значимым сооружением, проектированным архитектором для Гатчинского парка.
В каталоге «Архитектурная графика XVIII века из собрания Гатчинского дворца» представлены чертежи монастыря и только вскользь упоминаются весьма скупые исторические факты – начало работ и их стоимость.

Наиболее полные сведения о Харлампиеве монастыре приведены в статье В.А. Коренцвита. Автор детально останавливается на описании проекта, анализирует исторические предпосылки его возникновения, впервые приводит архивные материалы, собранные Н. В. Якимовой, и, самое главное, излагает результаты археологической разведки. Предполагаемое место нахождения монастыря и Пильной мельницы, было обследовано с помощью стального щупа. Что касается монастыря, то на месте восточного корпуса на глубине 0.9 м были найдены остатки бутовой кладки – гранитные валуны и плиты известняка. Исследователь впервые ставит вопрос об авторстве чертежей, размышляет о участии императора в проектировании монастыря.
Пожалуй, это и всё, что можно было извлечь из литературных источников. 



Работает на: Amiro CMS