История российского реставрационного дела


1709 г.
Был издан перевод трактата К.Б. Виньолы "Правило о пяти чинах архитектуры", которое имело впоследствии большое значение для формирования приёмов реконструкции памятников античной культуры.
1743-1780 гг.
Работа первого реставратора масляной живописи России - Лукас Конрад Пфандцельт.
1804 г.
Организовано первое российской археологическое общество (в Москве).
1816 г.
А.Ф. Митрохин сообщает об освоении им реставрационной техники перевода в живописи.
1818-1823 гг.
А.Ф. Митрохин с помощью учеников переводит с дерева на холст 19 картин эрмитажного собрания, 30 картин из Царскосельского дворца и 7 картин из церкви Таврического дворца.
1831 г.
А.Н. Оленин дал первую формулировку целей и задач научной реставрации - восстановить предмет в том виде, в каком он существовал когда-то; дано указание, какими средствами эта проблема должна решаться - как повторение процесса создания древней вещи. Также он выразил суть археологического метода реставрации по отношению к восстановлению греческих и римских воинских доспехов и костюмов.
1837-1863 гг.
Под руководством архитектора К. А. Тона проведена масштабная реконструкция Ипатьевского монастыря (Кострома).
1839 г.
Организовано второе российской археологическое общество (в Одессе).
1840-1850-е гг.
Издание Русским археологическим обществом копии стенописей Софии Киевской, сделанных Ф.Г. Солнцевым ("Древности Российского государства. Киевский Софийский собор". В 4-х томах).
Выход в свет книги С.Г. Строганова "Дмитриевский собор во Владимире".
1840-1842 гг.
Возобновление стенописей Успенского собора Киево-Печёрской лавры, проводившееся традиционным способом поновления.
1842 г.
Монах-иконник Иринарх покрыл масляной живописью стенные росписи Успенского собора Киево-Печёрской лавры XII века.
1846 г.
Организовано российской археологическое общество в Санкт-Петербурге.
1849 г.
Опубликован труд И.П. Сахарова "Исследования о русском иконописании", где впервые на примере реставрации икон были поставлены вопросы о принципах реставрации археологических памятников.
1859 г.
При Министерстве двора была учреждена Императорская Археологическая комиссия (ИАК), которая должна была осуществлять контроль за археологическими раскопками, проводимыми местными обществами и отдельными частными экспедициями в стране. Археологическая комиссия производила экспертизу, осмотр и отбор самых ценных и интересных археологических находок, из которых составлялись фонды Государственного Эрмитажа.
1867 г.
Создано первое российское архитектурное общество - в Москве (МАО).
1869 г.
Первый Российский археологический съезд. Был представлен проект организации охраны памятников в России, автором которого являлся А.С. Уваров.
1875 г.
Создано Петербургское архитектурное общество (ПАИ).
1875-1876 гг.
Художник Струков исправляет некоторые части здания при реставрации храма Василия Блаженного и иконостас Успенского собора Московского Кремля.
1880-е гг.
Первые критические работы о реставрации монументальной живописи.
1882 г.
Поновление здания церкви Иоанна Предтечи начала XVI века в селе Дьяково.
1882 г.
В журнале "Живописное обозрение" опубликована статья известного художественного критика М. Соловьёва, посвящённая реставрации стенописей соборов Московского Кремля в 1856 г.
1890 г.
Утверждён общий порядок работы Императорской Археологической комиссии (ИАК) в области реставрации памятников. Ходатайства о реставрации древних памятников зодчества рассматривались на основании 6 правил "Положения", утверждённого министром императорского двора.
1893 г.
А.В. Прахов излагает теоретическую концепцию археологической реставрации монументальной живописи в статье "Киевские памятники византийско-русского искусства" и письме киевскому генерал-губернатору Игнатьеву.
1906 г.
Н.К. Рерих публикует в журнале "Золотое Руно" статью "Восстановления. Обращение к реставраторам", в которой содержится не только отрицание поновительства, но и критика иконографического метода искусствознания.
1907-1918 гг.
Работа Комиссии по сохранению древних памятников (КСДП), образованной в конце XIX в. при Императорском Московском археологическом обществе (ИМАО). Ведению Комиссии подлежали все памятники до начала XIX в. Было издано 6 томов под общим названием "Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников".
1909 г.
Основано Общество защиты и сохранения памятников в Петербурге (ПОЗСПР) с филиалами в Туле, Орле, Казани, Вильно, Ярославле, Смоленске, Ростове.
1910-е гг.
М.В. Фармаковский во время раскопок в Керчи ищет решение задачи сохранения памятников в их материальной конкретности, без нарушения эстетического качества.
1910 г.
ИМАО рассматривает предложение  о переведении древних росписей Успенского собора Московского Кремля и живописной композиции Семирадского в храме Христа Спасителя в мозаику как единственный надежный способ сохранить композицию и оттенки древней живописи.
1911 г.
На 4-м съезде русских зодчих Н.К. Рерих обратился с призывом к общественности отказаться от восстановления архитектурных памятников. По его мнению, для того, чтобы сохранить памятники, реставрация должна уступить место их консервации.
1911-1912 гг.
II Всероссийский съезд художников, в программу которого было включено обсуждение актуальнейших проблем сохранения культурного наследия и состояния научной реставрации в России.
1914-1917 гг.
ИАК на практике перешла к комплексному решению проблемы реставрации, начиная с устранения причин разрушения памятника (грунтовые воды, перепады температуры, влияние солнечных лучей и т.д.), кончая созданием микроклимата и благоприятных условий для дальнейшего хранения произведений искусства.
Стало обязательным физико-химическое исследование материалов, применяемых для реставрации.
1915 г.
Особая комиссия рассмотрела состояние реставрации и консервации картин в Эрмитаже. Главное внимание было направлено на причины старения и разрушения картин - перепады температуры, повышенная влажность воздуха, плесень, влияние солнечного света и др.
По инициативе группы Петербургского общества защиты и сохранения памятников широко обсуждались вопросы теоретического обоснования реставрации.
1918 г.При Отделе по делам музеев организована Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная впоследствии в Центральные Государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ).
1918 г.
Первая выставка национального Музейного фонда в Москве, где были представлены произведения, отреставрированные ЦРМ после Великой октябрьской революции 1917 г.
1919 г.Вторая экспедиция Музейного отдела Центральных Государственных реставрационных мастерских Главнауки, обследовавшая памятники искусства и старины в районе Среднего Поволжья.
1920 г.Третья экспедиция Музейного отдела ЦГРМ Главнауки по Северной Двине к Белому морю.
1920 г.
Вторая реставрационная выставка, организованная Отделом музеев и охраны памятников искусства и старины в помещении ВХУТЕМАСа, на которой помимо икон были показаны материалы по реставрации древнерусской живописи Кремля и памятников Ярославля.
1920 г.Декретом за подписью В.И. Ленина выдающийся ансамбль памятников русской культуры - Троице-Сергиева лавра, её архитектурные сооружения и хранящиеся в ней произведения искусства - переданы историко-художественному музею. Тогда же начались реставрационные и исследовательские работы.
1921 г.Экспедиция Музейного отдела ЦГРМ Главнауки в Пинежье.
1921 г.
При Наркомпросе создан Академический центр, в который входил Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Главмузей).
1921 г.
Первая Всероссийская реставрационная конференция
1922 г.Создана реставрационная мастерская при Русском музее (г. Санкт-Петербург).
1923 г.Экспедиция Музейного отдела ЦГРМ Главнауки в Белозерский край.
1923 г.Постановлением ВЦИК все рублёвские иконы были изъяты из церквей села Васильевского и перевезены в центральные мастерские для их укрепления и раскрытия. Первой была раскрыта гигантская икона апостола Павла, сплошь записанная в 1860-х гг. известным реставратором Подклюшниковым. По удалении потемневшей олифы и прописи открылась запись XVIII в., под которой обнаружилась изначальная живопись Рублёва.
1926 г.Экспедиция Музейного отдела ЦГРМ Главнауки в Заонежье.
1927 г.Экспедиция Музейного отдела ЦГРМ Главнауки в Крым.
1935 г.Отдел консервации и реставрации Русского музея разделён на лаборатории и сектора: живописи, новой живописи, скульптуры, прикладного искусства и народного.
1948 г.Издан закон "О мерах улучшения охраны памятников культуры", который обязывает охранять памятники, т.е. производить их ремонт и реставрацию, тех, кто их использует и арендует.
1953 г.В Русском музее открыта мастерская реставрации графики.
1954 г.В Русском музее открыта мастерская реставрации древнерусской живописи.
1961 г.В Русском музее открыта мастерская реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели и мастерская реставрации тканей.
2001 г.Создан Союз реставраторов Санкт-Петербурга.
2007 г.
Создана Российская Ассоциация реставраторов.


Работает на: Amiro CMS