Абитуриенту: "Зачем и в каком вузе учиться?"

В пору определения своего будущего выпускниками школ и колледжей мы начинаем серию заметок

Задавайте вопросы, пишите комментарий на edu@spbiir.ru

Высшее образование необходимо:
ЗАЧЕМ И ГДЕ УЧИТЬСЯ ?


Куда пойти учиться?

В то время, когда многие выбирают себе профессии, принимают решение, куда пойти учиться, важно понять, что есть разные варианты выбора. Можно выбрать образование, которое даст профессию, на которой можно работать, но каждый день ждать конца рабочего дня, и начинать жить после него.
А можно жить на работе, и не разделять жизнь и работу. Можно каждый день делать одно и то же и уставать от однообразия, а можно не замечать, то, как проходит рабочий день, который приносит новый материал. Заработать деньги можно, став хорошим профессионалом, нужно, чтобы деньги шли за тобой, а не ты за деньгами. Ты должен работать, а деньги сопутствуют, главная мысль – не деньги, а работа, когда деньги идут за тобой, тогда – счастье.
Тишкина Мария Владимировна
Ответствtyysq секретарь Приёмной комиссии


Реставрация необходима для сохранения культурного наследия России

В нашей стране сохранение культурного наследия, реставрация, консервация и восстановление памятников культуры приобрело особую актуальность. Это обусловлено тем, что некоторые памятники достигли такой стадии разрушения, которая требует безотлагательного вмешательства.
Другой причиной является то, что в связи с развитием внутреннего туризма объекты культурного наследия необходимо представить как познавательно привлекательные. И наконец, в России имеется много памятников, являющихся всемирным культурным наследием, и которые следует еще восстанавливать. Только в Санкт-Петербурге находится 36 комплексных объектов, объединяющих около 4000 выдающихся памятников архитектуры и истории. В нём работает более 200 музеев, в собраниях которых содержится огромное количество произведений искусства, нуждающихся в исследовании, сохранении и реставрации. Кроме того, только Северо-Западный регион имеет множество объектов культурного наследия, которым необходима консервация, реставрация и возрождение (усадьбы, храмы и музеи Ленинградской, Псковской, Новгородской, Архангельской, Вологодской и т.д. с нетерпением ждут реставраторов). По всей России их насчитывается огромное количество.
Орлов Игорь Борисович
д.полит.н., профессор кафедры философии и культурологии


Работа ждёт реставраторов с высшим образованием

Для проведения реставрационных работ в таком большом объёме, с учётом естественного старения и разрушения предметов и объектов культурного наследия, необходимо готовить большое число кадров, владеющих современными методиками реставрации, комплексом знаний по истории искусства, мировой и русской культуре, кадров, понимающих историческую ответственность своей профессиональной деятельности. Таким профессионалам требуется высокий теоретический и практический уровень образования, более того, специалистам в области реставрации часто необходимы знания не только в гуманитарной сфере, а именно: в истории, искусствоведении, культурологии, но и знания естественных и технических наук. В век ускоренного развития науки, культуры, техники и технологий, расширения информационного поля и коммуникативного пространства, способов использования Интернет и электронных устройств искусство, культура и реставрация приобретают также все новые и новые средства, формы, материалы, технологии и способы реализации и развития. Таким образом, среднего профессионального образования реставратору недостаточно, высшее образование становится необходимым.
Саломатина Евгения Валерьевна
зав. кафедрой реставрации объектов культурного наследия


Зачем художнику учиться в вузе? Зачем художнику гуманитарное образование?
Художник – творец формы, и, как говорил Аристотель, тем самым – близок Богу, ведь Бог – главный и великий Оформитель. О какой форме идет речь?
Художник не только творец формы, но и содержания. Картина, скульптура, любое произведение искусства имеет не только внешнюю форму, но ещё и ту внутреннюю форму-идею (она и есть содержание), которая выражается через внешнюю. Именно этот кладезь содержания, из которого можно черпать идеи, представляет собой для художника гуманитарное образование.
Высшее гуманитарное образование дает возможность художнику подняться на тот уровень, с высоты которого можно знать, откуда можно брать идеи и духовную энергию, черпать вдохновение для творчества. Как раз в минуты вдохновения художник нуждается в формулировке идеи и только затем думает – в какой художественной форме её выразить. Он может быть отличным знатоком и умельцем создавать внешнюю форму, его этому научили мастера, но содержание будущего произведения для него – загадка. Не только натюрморты, пейзажи, и портреты, но и тематические сюжеты: исторические, взятые из Священного писания или художественного произведения, философские размышления, могут волновать талантливого художника. Как выразить высокую идею, какая из многих является вдохновенной, актуальной и интересной для всех? Кто их даёт? Как научиться «фонтанировать» их? Ответ есть: учат этому литература, философия, история культуры, религия (они же являются дисциплинами учебного плана гуманитарного вуза) и затем – сама жизнь. Гуманитарные предметы учат думать и формируют сознание человека, его мировоззрение и разум.
Сташкунас Алла Александровна
канд. культурологии, зав. кафедрой искусствоведения


Историко-культурное культурное образование необходимо гениальному художнику
Только через историческое мышление и через историко-культурное образование мы можем осознать, кто мы есть, понять себя, понять само общество и мир, смысл и содержание общечеловеческих процессов, человеческую природу.
Почему одни талантливые художники остаются в истории, их произведения хранятся в музеях мира, а другие забываются, и их произведения умирают вместе с ними? Ответ на этот вопрос есть. В истории остается только тот, кто объективно отражает дух времени, другое – историческому времени не интересно, оно беспощадно уничтожает то, что не отражает его (истории) жизнь. Сохраняются и живут долго те произведения, которые несут в себе духовные ценности своего народа, отражают интересы времени, общества, в котором живет художник. Он выражает то, что близко всем, но где взять эту тему, как понять это. Для этого и нужно образование, которое поднимает человека на определенный уровень культуры, с высоты которого проясняются эти проблемы.
Получается, что с одной стороны, нужно знать, где искать духовность для вдохновения, где её источник, чем можно постоянно подпитывать вдохновение. С другой стороны, произведение будет тогда востребовано и понято всеми, когда наполнится содержанием близким каждому, понятным ему, будет отражать его боль и интерес, когда проблемы времени совпадают с личными проблемами художника. Таким образом, художник, остается в памяти тогда, когда он выражает в картине то, что близко всем и памятен до тех пор, пока выраженная мысль, или идея актуальны. Именно поэтому известными художниками выбираются «вечные» темы, зачастую выраженные в сюжетах, описанных в «вечных» книгах, мифах, сказках. («Святое семейство», «Распятие Иисуса Христа», «Святой Себастьян», …). Тема подвига, мученичества, жертвы во имя «другого» (ребенка, народа, царя, Бога), во имя «большой» идеи.
Сафарова Яна Рифовна
доцент каф. искусствоведения


Получение гуманитарного образования перспективно
Санкт-Петербург – уникальный город, в котором сосредоточены огромное богатство памятников культуры, искусства, архитектуры. Они встречаются буквально на каждом шагу. Поэтому в нём удобно и приятно заниматься изучением искусства, культурологии и реставрации. Весь город, музеи, пригород служат уникальным наглядным пособием. Приглашаем учиться с интересом в Институт искусств и реставрации, приобретать нужные стране и миру профессии.
Борзова Елена Петровна,
президент СПбИИР, доктор философских наук, профессор


Где востребованы наши выпускники?

Учиться искусствоведению и культурологии всегда было престижно, особенно в нашем городе, где можно заниматься изучением предметов искусства, объектов культурного наследия в знаменитых музеях, музеях мирового значения, а затем в них и работать. После получения высшего образования в области истории и теории искусств, мировой культуры и реставрации можно стать гидом, музейным экскурсоводом, культурологом, реставратором, знакомить с уникальным богатством нашего города гостей, а можно стать исследователем и самому не уставать знакомиться с уникальной культурой России, культурами народов мира, конечно, с Петербургом, с его своеобразным духом, отличным от всех других городов.
Одним из востребованных институтов города стал Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации, единственный профильный вуз в Северо-западном регионе нашей страны, в области искусствоведения, мировой культуры и реставрации.
Руссина Людмила Николаевна,
руководитель Центра дополнительного образования СПбИИР
экскурсовод высшей категории
Работает на: Amiro CMS